По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 4,6–5 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно этот возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению.
Обучение чтению должно строиться на естественных для этого возраста интересах. Детям 4,6-5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим детским интересом можно воспользоваться и ввести ребенка, «погрузить» в мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к 6 годам. Ребенок овладевает чтением тогда, когда испытывает к этому процессу интерес, особую тягу. Но чтение не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, закладывается фундамент будущей грамотности человека.
Признаки готовности к чтению формируются обычно к пяти годам, но это зависит от конкретного ребенка и его индивидуального развития.
Пора начать обучение чтению, если:
- речь у ребенка уже полностью сформировалась, рассказ ребенка полноценен, развернут и полон;
- развитие фонематического слуха позволяет ему слышать и распознавать звуки в разных частях слова;
- нет грубых нарушений звукопроизношения;
- развитие пространственной ориентации позволяет ребенку безошибочно определять такие понятия, как "верх", "низ", "право", "лево".
- ребенок может фиксировать внимание на поставленной задаче.
Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале.
Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:
- Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
- Необходимо поддерживать интерес к занятиям, использовать разнообразные игры и пособия.
- Важна частота занятий, а не длительность.
- Инструкции должны быть короткими, но емкими.
- На каждом занятии обязательно необходимо сочетать учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра)
- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка.
Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы и методики, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.